Previous Entry Share Next Entry
копия моей экслюзивной рецензии на "Салам, New York" c kino.kg
parus
baisalov

Почти “Вестсайдская история”, но героя зовут Батыр! — Эдиль Байсалов о «Салам, New York»

Эдиль Байсалов о “Салам Нью Йорк”: фильм будет интересен всем девушкам, мечтающим встретить “трудолюбивого, хорошо воспитанного, любящего свою семью, умного молодого человека с уверенной жизненной позицией и крепкими нравственными ценностями”; всем парням, стремящимся таковым стать, а также их родителям и всем остальным взрослым, желающим ближе узнать молодое поколение современного Кыргызстана.

Рекомендую каждому обязательно посмотреть новый фильм “Салам, Нью Йорк”. Фильм жизненный, добрый и заряжает позитивом. Он не только претендует стать кинособытием года, повторив успех “Бишкек, я люблю тебя”. Ленте молодого режиссера Руслана Акуна практически суждено войти в историю кыргызского кино: это первый полнометражный фильм, снятый практически полностью зарубежом. Да еще где! Половина сцен вообще разворачиваются в нью-йоркском Центральном Парке, с до боли знакомыми каждому киноману дорожками, лужайками, мостами и скамейками. Поэтому, без всяких условностей, “Салам. Нью Йорк” – новая веха не только для отечественной киноиндустрии, но и, возможно, заявка на гораздо большее:  кому как не поколению Руслана и его друзей, свободно и уверенно чувствующим себя в современном мире, помочь нам понять и осмыслить по новому происходящее в стране, вырвать нас из прокрустовой ложи “советского национального искусства” и создать цельные и привлекательные образы кыргызстанцев 21-го века.

Сказав все эти высокие слова о значимости этой картины, общественной востребованности нового слова в кино и литературе, и искренне порекомендовав каждому посмотреть “Салам, Нью Йорк”, надо признать и тот очевидный факт, что фильм —  вовсе не шедевр мирового киноисскуства. Самая главная претензия к авторам – нежелание безжалостно сокращать и выкидывать сцены. Три часа в кинозале — это слишком много даже когда речь идет о зрелищной эпопее масштаба “Властелина колец” (Мне сообщили, что фильм на самом деле длится 127 минут, т.е. практически стандарт. Беру свои слова про три часа обратно). И тут вопрос скорее к продюсеру картины, нежели к режиссеру. Если Нурбек Айбашов действительно “представляет” фильм, то именно он должен был настоять на более динамичном и выразительном изложении. Рассказ о молодом кыргызстанце Батыре Аманове, приехавшем в Нью-Йорк за осуществлением “американской мечты”, нисколько не потерял бы, сократи авторы, например, отвлекающие детали и карикатуры на Брайтон-Бич. И вообще, не оставляет стойкое ощущение, что кино принялись снимать поначалу масштабное и с замахом: первым дням героя посвящена чуть ли не половина картины, а затем ход времени ускоряется и сюжетная линия дается лишь уже крупными штрихами.

Потому, наверное, столь скомкано и блекло вышла главная женская роль фильма — дебют Аиды Тулебаевой. Роль Эрики потерялась даже на фоне по идее эпизодических ролей шахматиста, торговца в магазине и хозяина квартиры Гоши, сыгранных непрофессиональными актерами, но сумевших каждый запомниться зрителю. Можно сказать, что по выразительности характера и силе игры, на признание в качестве главной женской роли картины могла бы претендовать роль чернокожой юристки, взявшей Батыра к себе в контору практикантом. Излишняя холодность и отстраненность Эрики, оправданные в начале фильма, сохраняются до конца, даже после того, как, по идее, Аида Тулебаева должна была предстать перед зрителем уже Эркайым, снявшей внешнюю оболочку молодой успешной женщины, у которой все all right.  Возможно актрисе помешала полностью раскрыть свою роль трогательная целомудренность картины: Эрика и Батыр не только подчеркнуто живут в разных квартирах, но, внимание – спойлер, и ни разу (!) не целуются за всю картину!

Очень жаль, что в “Салам Нью Йорк” история любви дается на полях, и что все имеющиеся условия – красивая пара самодостаточных и интересных молодых людей в интерьерах “большого города”  не подарили нашему кинематографу новую романтическую пару с нарицательными именами.

И все же, не будем упорствовать в упреках в адрес А.Тулебаевой, ведь в главный кульминационный момент авторы фильма на полуслове обрывают ее объяснение в любви к Батыру и историю ее личной драмы — из-за отца она не хочет возвращаться в Кыргызстан. В тот самый момент, когда все зрители затаили дыхание – я признаюсь, ждал-таки поцелуя – Батыр заставляет даму идти домой в своих ботинках (!), а сам возвращается босиком (?) домой на метро с ее бирюзовыми туфлями на высоких каблуках.  Не спрашивайте почему, вы это должны увидеть сами!

Теперь об удачных сторонах картины, которые, к счастью, значительно перевешивают его недостатки. Радует четко выраженная позиция режиссера Руслана Акуна по продвижению прогрессивных ценностей успеха через напряженный труд, самоотверженность и честную жизнь. Руслан празднует в своем фильме сострадание к близкому, и не только к бездомному музыканту. Востребована и наглядна продемонстрирована в качестве позитивной социальной модели – необходимость в солидарности нашей молодежи, дается пример их бескорыстной и искренней поддержки друг друга в трудную минуту.  Немаловажно, что эти явно положительные герои общаются между собой строго на родном языке.

Кино – потому и является важнейшим из искусств, что программирует общество, воспитывает его на примерах позитивной практики.  Большая надежда, что молодые кинодеятели смогут преодолеть кризис отечественного кинематографа последних лет, когда чернуха и эрзац-реализм в стиле “абдыжапаровщины” без смысла и морали заставили нас уже забыть о красивых историях “как в кино”, заставляющих нас быть лучше чем мы есть.

Главный актер картины Бектемир Мамаюсупов запомнился зрителям еще по прошлогоднему фильму “Бишкек, я люблю тебя”, где в одном из эпизодов он сыграл роль бедного выпускника, безуспешно пытающегося своими силами, без связей, устроиться на должность в банке.  Природной харизме Бектемира не смогли помешать, как уже было сказано выше, ни картонные диалоги, местами заставляющие его изъясняться неживыми афоризмами, ни затянутость некоторых сюжетов.  В начале картины он переигрывает глупого пацана, умудрившегося попасть в Нью Йорк, не выучив и слова на английском.  Но затем перед нами предстает трудолюбивый, хорошо воспитанный, любящий свою семью умный молодой человек с уверенной жизненной позицией и крепкими нравственными ценностями.  Этому Батыру хочется верить, за него болеешь и переживаешь.  Скорее всего, многие подростки и молодые люди, делающие только первые шаги на жизненном пути, захотят ассоциироваться с героем Б.Мамаюсупова. Смеем надеяться, что в полную силу талант актера раскроется в следующей части киносаги.

Комплиментов заслуживает операторская работа Таланта Ургазиева: свежесть и яркость картины радуют глаза.  Специально написанные песни из саундтрека к фильму, которые авторы фильма собирают выпустить отдельным диском – обещают стать хитом.  Песня “Мекеним меним” Каныкей подтвердила ее статус голоса поколения “детей незавимости” и мы можем только пожелать ей не терять набранной высоты.  Приятно удивила музыка к фильму молодых композиторов Эрлана Арстанова и Эрмека Керимбаева, — ведь это и же вправду здорово, что нельзя отличить какие восемь композиций принадлежат им, а какие заимствованы у Голливуда.  Фильм потому и гармоничен, что практически каждый участник проекта лично реализовывает девиз фильма “Ой жеткен жерге, кол жетет” – “Все начинается с мечты”.

Уверен, что тема жизни наших трудовых мигрантов, освещенная в том числе и фильмом “Пустой дом” Нурбека Эгена, должна стать сквозной для всего нашего кинематографа.  Эту тему практически невозможно обойти.  Сколь бы не отличались условия Нью-Йорка от Москвы или Новосибирска , понятно что обсуждаемый сегодня фильм найдет теплый и живой отклик во всех сообществах наших мигрантов по всему миру.

О чем будет продолжение истории Батыра?  Не будем раскрывать интригу, но уже можно сказать что каждый зритель, посмотревший “Салам Нью Йорк” с еще большим нетерпением будет ждать следующий фильм Руслана Акуна.

Эдиль Байсалов
http://www.kino.kg/favorite/salam-new-york-baisalov-review/


Рецензия была написана экслюзивно для сайта KINO.KG в феврале 2013 года. К сожалению, осенью 2014 года выяснилось что она по непонятным причинам была оттуда удалена.  Восстановлено благодаря ARCHIVE.ORG http://web.archive.org/web/20130317061220/http://www.kino.kg/favorite/salam-new-york-baisalov-review


?

Log in